• +7 (47363) 2-22-06
Калач, Северная ул, 52

Методическая разработка"Волшебные свойства песка"

МКДОУ « Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

тЕМА: «Волшебные свойства песка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

 

Харебина  Людмила  Петровна

 

 

 

 

 

 

 

Калач   2016


I.Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка по познавательному развитию разработана в соответствии с тематическим планированием.

При отборе методов и содержания учитывались общие возрастные психолого-педагогические особенности   детей младшего дошкольного возраста, этапы развития детского мышления: от наглядно-действенного к наглядно-образному и элементарному логическому мышлению.

Новизна.

Методическая разработка ОД – альтернатива предметному принципу построения образовательного процесса, т.к. прослеживается взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей (познавательно-исследовательское, социально-коммуникативное ,художественно-эстетическое развитие), обеспечивающих целостность образовательного процесса. Применение активных методов обучения  создаёт благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет.

Актуальность.

Данное занятие способствует становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности потому, что организуется в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, что соответствует принципам ФГОС ДО «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений», «формирование деятельностной основы образовательного процесса».

Разработка занятия предназначена для средней группы –4года.

Данный материал будет интересен воспитателям и педагогам- психологам детских садов, а также родителям дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

  1. I.     Организационная информация

Примеча

ние

11.

Доминирующая образовательная область

 Познавательно-исследовательское развитие.

 

12.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская, коммуникативная,   продуктивная, игровая, музыкально-художественная, творческая активность, двигательная активность

 

  1. II.  Методическая информация

 

1

Тема образовательной деятельности

«Волшебные свойства песка».

 

2

Методы и приемы реализации содержания занятия

Метод беседа - приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание детьми из собственного опыта; метод наблюдения- приёмы: загадывание загадок, рассматривание иллюстраций; Чтение стихов по теме; игровые методы- дидактическая игра «Солнце ,Песок, Вода»; методы устного контроля и самоконтроля; практические методы –приёмы: устные упражнения с дидактическим материалом,. Практические: опыты с песком сухим и влажным, следы на песке, формочками, рисование «моря»( терапия песка)

 

3

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.

 

4

Возрастная   группа:

Средняя

 

5

Цель:

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы, а именно песка.

 

6

Задачи:

 

 

1.

Обучающая

Формировать представления детей о свойствах песка; 
обучать навыкам  экспериментирования с песком;  обогащать тактильный опыт детей; 
 активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка».   

 

2.

Развивающая

 Развивать навыки проведения первых опытов;        развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей;  развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание. 

 

63.

Воспитательная

Воспитывать умение детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, воспитывать способность сопереживать, сочувствовать; воспитывать аккуратность;  вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

 

7

Планируемые результаты:

 

 

1.

 

Сформировать  представления о свойствах песка.

 

72.

 

Управлять своим поведением и своими психическими процессами, аргументацией своей точки зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

 

73.

 

Испытывать потребность во взаимодействии с взрослым и сверстниками, в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности .

Осознать пользу движений, активность и уверенность в выбранных видах действиях.

 

8

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Стол световой, таблица о свойствах песка, макет игр»Зоопарк» и«Остров»;
лоточки с песком, лейка с водой, формочки, совочки, увеличительное стекло, тарелочки, салфетки.

 

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Пальчиковая гимнастика: «Чувствительные ладошки».

1. Наблюдение за сухим и влажным песком на прогулке. Рисунки на песке.

2. Как можно оставить след на песке на прогулке.

3. Загадывание загадки о песке; Чтение информационного материала по теме «Песок и его свойства» в детской энциклопедии «Все обо всем».

4. Рассматривание тематического альбома «Для чего нам нужен песок?»

 

Конспект занятия (образовательной деятельности)

 

I

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям совершить интересное путешествие в Песочную страну. Беседа о песке, эксперименты.

 

 

1.

 

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Перед детьми ставиться исследовательская задача - воспитатель предлагает с помощью разных предметов показать  свойства песка.

1 мин.

2.

Мотивация деятельности детей

 Рассматривание мнемотаблицы на доске.

1мин.

13.

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Посмотрите, ребята –это песок, он имеет волшебные свойства :мы можем чувствовать его прикосновения, мы слышим ,как он с нами разговаривает, мы его видим, он почти не  имеет запаха. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок.

1.Всё ли мы знаем о песке?

2. Для чего нам нужно изучать свойства песка?

3. Из чего состоит песок?

4. Какого цвета песок?

5. Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?

6. Можно ли сухим/мокрым песком рисовать?

7. Может ли песок двигаться?

8. Где и как люди могут использовать песок?

9. Как можно играть с сухим и мокрым песком?

 

1 мин.

I

Основная часть:

Воспитатель и дети становятся в круг.(психологическая минутка)

Воспитатель: Станем рядышком по кругу, скажем «здравствуйте «друг другу. Нам здороваться не лень, всем «привет» и «добрый день» Если каждый улыбнется утро доброе начнется!(воспитатель приветствует детей и сообщает добрую новость.

Дети, сегодня утром в нашу группу принесли письмо-приглашение посетить необычную страну. Ребята в письме пояснение-рисунок, именно там спрятался наш герой! (вместе с детьми воспитатель ищет песочного человечка)

Дети находят песочного человечка.

-Здравствуй, песочный человечек! Спасибо тебе за приглашение мы с радостью познакомимся с песочной страной! Тем более мы очень любим играть в него на прогулке и в группе. Сегодня на занятие мы будем проводить  эксперименты!

 И так, ребята закрываем глазки(звучит волшебная музыка).

-Вот мы и очутились в песочной стране! У каждой страны свои законы и правила поведения, давайте их вспомним. Всем нельзя песком бросаться у песочка не толкаться - места хвати всем друзья ,все согласны с этим ?-Да! И конечно после игр с песком нужно хорошо вымыть ручки с мылом.

-Коллеги, перед вами лоточки накрытые салфетками. Интересно ,что же под салфеточками? (звучит загадка)

-Он желтый и сыпучий и  во дворе насыпан кучей. Если хочешь ,можешь брать и в «куличики»играть!(песок)

-Правильно, коллеги! Снимите салфеточки мы увидим материал для наших исследований. Будем мы с ним  играть и не будем обижать!
1эксперимент: «Чувствительные ладошки!»
Цель: развитие тактильной чувствительности, активизация интереса.
-Погрузите свои ручки в песочек. Что вы чувствуете? Какой песочек на ощупь? (шершавый - гладкий, мягкий – твердый, холодный, сухой)Другой рукой набрать щепотку песка (посолить)
Посмотрите, из чего состоит песок (ответы детей) ,а мы сейчас посмотрим в увеличительное стекло, что мы видим? Маленькие песчинки разного цвета.

 -Скажем вместе: песчинки. (Дети повторяют).

Вывод: Песок состоит из песчинок. Они маленькие и твердые!

2 эксперимент «Необыкновенные следы».

Цель: развитие тактильной чувствительности.

_-Давайте, вместе оставим на песке следы животных: зайчика, медведя, жука, змеи.

Вывод: на песке можно оставлять следы.

3 эксперимент: «Песочный дождик!»
Цель: Познакомить детей со свойствами влажного песка.

-Воспитатель: Что еще можно делать из песка? Правильно, Куличики!!! Нам нужны формочки. Какой нужен песок? Влажный!  Можно налить в этот песочек воды из лейки! Каждый из вас наберет совочком  влажный песок в формочку и «испечет» куличик.

Вывод: Влажный песок приобретает любую форму.

Воспитатель:(музыкальная физкультминутка) «Песчинки». Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь! (звучит логопедическая распевка со звуком-с-.)

10мин.

21.

Актуализация ранее приобретенных знаний

-Коллеги ,предлагаю рассмотреть картинки, на которых мы увидим, для чего людям песок?(Демонстрация  картинок).

1мин.

 

22.

 Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Песочная терапия «Искусство песка»(звучит музыка релакс)

Цель: Познакомить детей с рисованием на песке .Создать атмосферу загадочности и позитивного настроения.

-Коллеги, а сейчас я предлагаю вам пройти за следующий стол нашего эксперимента. Перед вами световой стол с необычным песком на поверхности. Сейчас я докажу, что рисование на песке это очень увлекательно и интересно!(рисует предметы)Затем детям воспитатель  предлагает нарисовать картину по образу.

Вывод: Песочная анимация очень интересная деятельность. На песке можно рисовать различные картины разным способом.

2мин

23.

Самостоятельная деятельность детей

Песочный сюрприз (наполнение  стеклянного сосуда  цветным песком)

2мин.

III.

Заключительная часть

Мы славно поиграли в песочек и очень хорошо провели время!
Что мы сегодня с вами делали?(Ответы детей) Оставляли следы на песке, рисовали песком, пересыпали, «пекли» куличики песка.
В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поиграть помог!

 Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы –

В группу нам пора идти. Закрываем глазки (звучит волшебная музыка.)    Спасибо, милые дети, за хорошую компанию. Песочный человечек дарит вам воздушные шары желтого цвета.

До,свидания!

2мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Анализ и самоанализ деятельности детей

 Образовательная деятельность проведена в форме игры-  экпериментирования. В процессе занятия развивали познавательно – исследовательскую деятельность; в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результатов.   Материал для ОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Ребята с удовольствием проделывали опыты, помогали друг другу. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

Все элементы ОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам.

Деятельность на ОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

На ОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую . В процессе ОД применялись следующие технологии:

-игровая деятельность;

-деятельностный подход;

-обучение в диалоге со взрослым;

-технология развивающего обучения;

-здоровьесберегающие технологии.

- экспериментально- поисковая.

Я считаю, что выбранная мной форма организации  образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировалась УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.) Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. ОД своей цели достигло.

 

 

         

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

            1.Аджи, А.В. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». ФГОС.[Текст]:-     методическое пособие  для воспитателей, методистов дошкольных учреждений/ Аджи А.В.-М.: Метода,2014.-128с.

   2.Вераксы,Н.Е.,Галимов, О.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4-7 лет. [Текст]:-методическое пособие  для воспитателей, методистов дошкольных учреждений / Вераксы Н.Е., Галимов О.Е.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.-132с.

   3.Воронович, О.А. Добро пожаловать в экологию. Старший дошкольный возраст. [Текст]:-методическое пособие  для воспитателей, методистов дошкольных учреждений / Воронович О.А. -М.: Детство-Пресс, 2014.-496 с.

4.Крашенников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. ФГОС: для работы с детьми старшего дошкольного возраста. . [Текст]:-методическое пособие  для воспитателей, методистов дошкольных учреждений / Крашенников Е.Е.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.-80 с.

5.  Тавстуха, О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования: теория и практика: монография /О.Г. Тавстуха. – Оренбург: Пресса, 2001. – 260с.

         6.«Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста», Горбатенко О.Ф., издательство «Учитель», г. Волгоград,2003 г.

Интернет-ресурсы:

Образовательный портал «Педсовет орг.». «Копилочка активных методов».- moi-uniwersitet.ru/du