|
МКДОУ « Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тЕМА: «Волшебные свойства песка»
Подготовила: воспитатель
Харебина Людмила Петровна
Калач 2016
I.Пояснительная записка
Предлагаемая методическая разработка по познавательному развитию разработана в соответствии с тематическим планированием.
При отборе методов и содержания учитывались общие возрастные психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста, этапы развития детского мышления: от наглядно-действенного к наглядно-образному и элементарному логическому мышлению.
Новизна.
Методическая разработка ОД – альтернатива предметному принципу построения образовательного процесса, т.к. прослеживается взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей (познавательно-исследовательское, социально-коммуникативное ,художественно-эстетическое развитие), обеспечивающих целостность образовательного процесса. Применение активных методов обучения создаёт благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет.
Актуальность.
Данное занятие способствует становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности потому, что организуется в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, что соответствует принципам ФГОС ДО «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений», «формирование деятельностной основы образовательного процесса».
Разработка занятия предназначена для средней группы –4года.
Данный материал будет интересен воспитателям и педагогам- психологам детских садов, а также родителям дошкольников.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
|
Примеча ние |
|||
11. |
Доминирующая образовательная область |
Познавательно-исследовательское развитие. |
|
|
12. |
Вид деятельности детей |
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая, музыкально-художественная, творческая активность, двигательная активность |
|
|
|
|
|||
1 |
Тема образовательной деятельности |
«Волшебные свойства песка». |
|
|
2 |
Методы и приемы реализации содержания занятия |
Метод беседа - приёмы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание детьми из собственного опыта; метод наблюдения- приёмы: загадывание загадок, рассматривание иллюстраций; Чтение стихов по теме; игровые методы- дидактическая игра «Солнце ,Песок, Вода»; методы устного контроля и самоконтроля; практические методы –приёмы: устные упражнения с дидактическим материалом,. Практические: опыты с песком сухим и влажным, следы на песке, формочками, рисование «моря»( терапия песка) |
|
|
3 |
Интеграция образовательных областей |
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое. |
|
|
4 |
Возрастная группа: |
Средняя |
|
|
5 |
Цель: |
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы, а именно песка. |
|
|
6 |
Задачи: |
|
|
|
1. |
Обучающая |
Формировать представления детей о свойствах песка; |
|
|
2. |
Развивающая |
Развивать навыки проведения первых опытов; развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание. |
|
|
63. |
Воспитательная |
Воспитывать умение детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, воспитывать способность сопереживать, сочувствовать; воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. |
|
|
7 |
Планируемые результаты: |
|
|
|
1. |
|
Сформировать представления о свойствах песка. |
|
|
72. |
|
Управлять своим поведением и своими психическими процессами, аргументацией своей точки зрения, устанавливать причинно-следственные связи. |
|
|
73. |
|
Испытывать потребность во взаимодействии с взрослым и сверстниками, в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности . Осознать пользу движений, активность и уверенность в выбранных видах действиях. |
|
|
8 |
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) |
Стол световой, таблица о свойствах песка, макет игр»Зоопарк» и«Остров»; |
|
|
9 |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты |
Пальчиковая гимнастика: «Чувствительные ладошки». 1. Наблюдение за сухим и влажным песком на прогулке. Рисунки на песке. 2. Как можно оставить след на песке на прогулке. 3. Загадывание загадки о песке; Чтение информационного материала по теме «Песок и его свойства» в детской энциклопедии «Все обо всем». 4. Рассматривание тематического альбома «Для чего нам нужен песок?» |
|
|
Конспект занятия (образовательной деятельности) |
|
|||
I |
Вводная часть |
Воспитатель предлагает детям совершить интересное путешествие в Песочную страну. Беседа о песке, эксперименты. |
|
|
1.
|
Введение в тему (создание проблемной ситуации) |
Перед детьми ставиться исследовательская задача - воспитатель предлагает с помощью разных предметов показать свойства песка. |
1 мин. |
|
2. |
Мотивация деятельности детей |
Рассматривание мнемотаблицы на доске. |
1мин. |
|
13. |
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
Посмотрите, ребята –это песок, он имеет волшебные свойства :мы можем чувствовать его прикосновения, мы слышим ,как он с нами разговаривает, мы его видим, он почти не имеет запаха. Песочек может показать детям много интересных игр и сказок. 1.Всё ли мы знаем о песке? 2. Для чего нам нужно изучать свойства песка? 3. Из чего состоит песок? 4. Какого цвета песок? 5. Можно ли из сухого/мокрого песка лепить? 6. Можно ли сухим/мокрым песком рисовать? 7. Может ли песок двигаться? 8. Где и как люди могут использовать песок? 9. Как можно играть с сухим и мокрым песком?
|
1 мин. |
|
I |
Основная часть: |
Воспитатель и дети становятся в круг.(психологическая минутка) Воспитатель: Станем рядышком по кругу, скажем «здравствуйте «друг другу. Нам здороваться не лень, всем «привет» и «добрый день» Если каждый улыбнется утро доброе начнется!(воспитатель приветствует детей и сообщает добрую новость. Дети, сегодня утром в нашу группу принесли письмо-приглашение посетить необычную страну. Ребята в письме пояснение-рисунок, именно там спрятался наш герой! (вместе с детьми воспитатель ищет песочного человечка) Дети находят песочного человечка. -Здравствуй, песочный человечек! Спасибо тебе за приглашение мы с радостью познакомимся с песочной страной! Тем более мы очень любим играть в него на прогулке и в группе. Сегодня на занятие мы будем проводить эксперименты! И так, ребята закрываем глазки(звучит волшебная музыка). -Вот мы и очутились в песочной стране! У каждой страны свои законы и правила поведения, давайте их вспомним. Всем нельзя песком бросаться у песочка не толкаться - места хвати всем друзья ,все согласны с этим ?-Да! И конечно после игр с песком нужно хорошо вымыть ручки с мылом. -Коллеги, перед вами лоточки накрытые салфетками. Интересно ,что же под салфеточками? (звучит загадка) -Он желтый и сыпучий и во дворе насыпан кучей. Если хочешь ,можешь брать и в «куличики»играть!(песок) -Правильно, коллеги! Снимите салфеточки мы увидим материал для наших исследований. Будем мы с ним играть и не будем обижать! -Скажем вместе: песчинки. (Дети повторяют). Вывод: Песок состоит из песчинок. Они маленькие и твердые! 2 эксперимент «Необыкновенные следы». Цель: развитие тактильной чувствительности. _-Давайте, вместе оставим на песке следы животных: зайчика, медведя, жука, змеи. Вывод: на песке можно оставлять следы. 3 эксперимент: «Песочный дождик!» -Воспитатель: Что еще можно делать из песка? Правильно, Куличики!!! Нам нужны формочки. Какой нужен песок? Влажный! Можно налить в этот песочек воды из лейки! Каждый из вас наберет совочком влажный песок в формочку и «испечет» куличик. Вывод: Влажный песок приобретает любую форму. Воспитатель:(музыкальная физкультминутка) «Песчинки». Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь! (звучит логопедическая распевка со звуком-с-.) |
10мин. |
|
21. |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
-Коллеги ,предлагаю рассмотреть картинки, на которых мы увидим, для чего людям песок?(Демонстрация картинок). |
1мин.
|
|
22. |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
Песочная терапия «Искусство песка»(звучит музыка релакс) Цель: Познакомить детей с рисованием на песке .Создать атмосферу загадочности и позитивного настроения. -Коллеги, а сейчас я предлагаю вам пройти за следующий стол нашего эксперимента. Перед вами световой стол с необычным песком на поверхности. Сейчас я докажу, что рисование на песке это очень увлекательно и интересно!(рисует предметы)Затем детям воспитатель предлагает нарисовать картину по образу. Вывод: Песочная анимация очень интересная деятельность. На песке можно рисовать различные картины разным способом. |
2мин |
|
23. |
Самостоятельная деятельность детей |
Песочный сюрприз (наполнение стеклянного сосуда цветным песком) |
2мин. |
|
III. |
Заключительная часть |
Мы славно поиграли в песочек и очень хорошо провели время! Все мы весело играли И немножечко устали. Посмотрели на часы – В группу нам пора идти. Закрываем глазки (звучит волшебная музыка.) Спасибо, милые дети, за хорошую компанию. Песочный человечек дарит вам воздушные шары желтого цвета. До,свидания! |
2мин.
|
|
31 |
Анализ и самоанализ деятельности детей |
Образовательная деятельность проведена в форме игры- экпериментирования. В процессе занятия развивали познавательно – исследовательскую деятельность; в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результатов. Материал для ОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Ребята с удовольствием проделывали опыты, помогали друг другу. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия. Все элементы ОД логически между собой объединены общей темой. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам. Деятельность на ОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная. На ОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую . В процессе ОД применялись следующие технологии: -игровая деятельность; -деятельностный подход; -обучение в диалоге со взрослым; -технология развивающего обучения; -здоровьесберегающие технологии. - экспериментально- поисковая. Я считаю, что выбранная мной форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировалась УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.) Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. ОД своей цели достигло.
|
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аджи, А.В. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». ФГОС.[Текст]:- методическое пособие для воспитателей, методистов дошкольных учреждений/ Аджи А.В.-М.: Метода,2014.-128с.
2.Вераксы,Н.Е.,Галимов, О.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4-7 лет. [Текст]:-методическое пособие для воспитателей, методистов дошкольных учреждений / Вераксы Н.Е., Галимов О.Е.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.-132с.
3.Воронович, О.А. Добро пожаловать в экологию. Старший дошкольный возраст. [Текст]:-методическое пособие для воспитателей, методистов дошкольных учреждений / Воронович О.А. -М.: Детство-Пресс, 2014.-496 с.
4.Крашенников, Е.Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. ФГОС: для работы с детьми старшего дошкольного возраста. . [Текст]:-методическое пособие для воспитателей, методистов дошкольных учреждений / Крашенников Е.Е.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.-80 с.
5. Тавстуха, О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования: теория и практика: монография /О.Г. Тавстуха. – Оренбург: Пресса, 2001. – 260с.
6.«Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста», Горбатенко О.Ф., издательство «Учитель», г. Волгоград,2003 г.
Интернет-ресурсы:
Образовательный портал «Педсовет орг.». «Копилочка активных методов».- moi-uniwersitet.ru/du