Экологический конкурс "Воронежский заповедник

 Занятие

для детей подготовительной группы МКДОУ «Калачеевский д/с№1 общеразвивающего вида»

«Знакомьтесь, Воронежский заповедник»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная,игровая, экологическое просвещение.

Цели: знакомство детей с Воронежским заповедником: лесной массив заповедника, его животные обитатели, птицы, реки и озера заповедника, музей природы, Красная книга.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, картинки с изображениями животных, птиц, рыб,насекомых Воронежского заповедника, альбомы и карандаши, шапочки-маски с изображениями животных и птиц.

Предворительная работа: выставка рисунков «Жизнь бобра», разучивание пословиц, песен о птицах, животных, об охране природы.

Организационный момент.

-Дети, отгадайте загадку:

Расчистив в речке тину,

Построил он плотину.

Трудолюбив и добр,

Зверек зовется… (Бобр)

- Правильно , дети , это бобр .И сегодня к нам в гости пришел бобр, который живет в Воронежском заповеднике и хочет рассказать нам об этом чудесном месте на территории нашей Воронежской области.

(Входит педагог, одетый в костюм бобра).

- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Правильно, я бобр и живу я в необычном лесном массиве, который называется по имени протекающей через него речки Усманским бором . Это место знаменито издавна - в нем брали древесину для постройки судов Российского флота. Но именно я, бобр, причина создания Воронежского заповедника. Со временем нас становилось все меньше и меньше , и небольшое количество бобров осталось лишь в пойме реки Усмань. А позже создали единственный в стране бобровый питомник. Бобры очень трудолюбивы. Только они умеют строить на речках и ручьях настоящие плотины, прокладывать в лесу настоящие каналы ,как лесорубы , валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Прочная, искусно сложенная из веток, зацементированная речным илом, бобровая плотина не боится даже половодья. Но вот плотина построена, вода в ручье поднялась, образовался большой речной пруд и посреди выросла бобровая хижина. Вход в бобровую хатку всегда под водой. Внутри хатки выше уровня воды зверьки устраивают просторную жилую камеру. Там звери отдыхают днем, а ночью отправляются на «лесозаготовки». Вот бобр нашел осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Дерево наконец падает. Упавшее дерево бобры быстро разделывают: отделяют ветки, перегрызают на несколько частей ствол, а потом все это сплавляют по пруду к своему домику и складывают рядом в большие кучи. Так бобры устраивают себе на зиму продовольственные запасы. Замерзнет пруд, а бобры будут сидеть в своем жилище и с удовольствием грызть кору и молодые ветки осины, ивы, березы, тополя, которые они очень любят.

Сейчас мы с вами посмотрим слайды о жизни бобров в Воронежском заповеднике (дети рассматривают слайды о Воронежском заповеднике, обобровом питомнике, слушают рассказ о бобрах).

Педагог: А теперь ответьте на мои вопросы:

- Где живут бобры?

- Какие разновидности бобров вы знаете?

- Чем питаются бобры? Как заготавливают корм?

- Что строят бобры?

- Почему они были занесены в Красную книгу?

А теперь давай те покажем нашему гостю выставку рисунков «Жизнь бобра».

(Дети рассматривают рисунки и комментируют их).

Бобр: - А теперь проведем физкультминутку.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда.

(Потягивание- руки вверх и в стороны).

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погулять

(Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох

И садимся на песок (садятся).

Воспитатель: И мы продолжаем дальше знакомиться с Воронежским заповедником, с его богатой флорой и фауной. Лес преимущественно сосновый, с примесью дуба, растут осины, березы, ольха. (Воспитатель показывает картинки с изображениями деревьев). И в этом заповеднике живут волки, лисицы, енотовидные собаки, кабаны, лоси, косули, благородный европейский олень, тушканчик, серый хомячок, зайцы и другие животные (воспитатель показывает картинки).

Еще в лесу обитают около 200 видов птиц, в подавляющем большинстве – перелетные. Я вам буду показывать картинки с изображениями птиц ,а вы помогите мне: называйте птиц, которых уже знаете. (Воспитатель показывает картинки с изображениями невидимки-жерлянки, пестрого дятла, певчего дрозда, пересмешника-сойки, синицы, свистуна-поползня, вороны, соловья, овсянки, зяблика, горлицы, иволги).

Проводится подвижная игра «Повадки птиц».

Звучит песня О.Газманова «Красная книга». Под музыку дети рассматривают фотографии животных, птиц, растений Воронежского заповедника, занесенных в Красную книгу.

Воспитатель: Дети, а почему она « Красная»? Правильно, она выходит в красной обложке. А еще потому, что своим ярким, тревожным цветом она приковывает взгляды людей к проблеме исчезающих и редких растений и животных.

Бобр: Дети, а среди вас есть друзья природы? Молодцы!

А кто назовет мне основные правила друзей природы?

(Дети перчисляют: не срывать цветов, не ломать ветки, не ловить насекомых, не злить живртных, подкармливать зимой птиц и т.д.).

 

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомились с Воронежским заповедником: его флорой и фауной, много нового узнали о жизни бобров, увидели, какие птицы, животные, растения Воронежского заповедника занесены в Красную книгу. Вам понравилось занятие?

А теперь давайте поблагодарим нашего гостя, бобра, за интересные рассказы и пригласим его еще к нам в гости.